«Компетентностный  подход  в  обучении  иностранному  языку»

«Компетентностный  подход  в  обучении  иностранному  языку   или  как  добиться   того, чтобы наши  ученики  стали   практическими  пользователями  язык»

 

Прежде  всего  нужно  понять, что  такое  «компетенция»  и  «компетентность».

«Компетенция» — это  обладание  определенными  знаниями, умениями  и  готовность  для  эффективной  деятельности  в конкретной  ситуации.

«Компетентность»-  это обладание  учащимися  определенной  компетенцией  и   личностное  отношение  к  данной  компетенции  и  предмету  деятельности.

Учебный предмет «Иностранный язык», в  частности «Английский язы»  можно  считать  компетентностным, поскольку  основа  его  содержания  является  практическая  деятельность, т.е.  преобладает  деятельностное  содержание. Предмет «английский  язык»  обладает  большим  потенциалом  для  формирования  ключевых  компетенций.

    По  классификации  А.В.Хуторского  выделяется  3  основных  вида  компетенций:

  • ключевые компетенции:

ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, компетенция  личностного  совершенствования;

  • общепредметные компетенции;
  • предметные компетенции.

Основным  средством  формирования  ключевых  компетенций  при  изучении  иностранного  языка  выступают  различные  технологии, формы  и  методы.

Абсолютно  некомпетентностных  форм и  методов  учебной  работы  не  существует. Однако, некоторые  формы  сами  по  себе  не  работают  на  развитие  ключевых  кометенций:

1) монолог  преподавателя;

2) фронтально-индивидуальный  опрос;

3) информирующие  беседы;

4) самостоятельные  работы  с  учебником  по  заданиям преподавателя;

5) демонстрация  фильма;

6) традиционная  контрольная  работа.

   Компетентностными  методами  являются  такие, которые  имеют  не  только  учебное, но  и  жизненное  обоснование.

Это –

1) проблематизация  содержания  в контексте  сегодняшней  и завтрашней  жизни  студентов,

2) организация  внеурочной  деятельности,

3) использование  компетентностных  методов  и  форм  обучения:

а) метод  проектов;

б) развитие  критического  мышления;

в) метод  дебатов;

г) игровая технология  (языковые, ролевые  игры, драматизация);

д) кейс-стади;

е) проблемные  дискуссии;

ж) парная  и групповая  работы;

з) языковой  портфелъ;

и)использование  аудио-визуальных  средств, мультимедийных технологий, Интернет-ресурсов.

Дискуссии, беседы, ролевые  игры  проблемной  направленности, проектная   деятельность – это те  виды  деятельности, которые  побуждают  студентов  к  самостоятельным  размышлениям  в  устной  или  письменной  форме.

Более  подробно остановимся  на  некоторых компетентностных  методах и  формах  обучения:

Реальные, жизненные, естественные  ситуации

Студенты  должны  уметь решать  реальные  коммуникативные  задачи:

1) поблагодарить  за  урок — “Thank  you  for  the  lesson”.

2) предложить помощь – “Can  I  give  you  a  hand?”

3) уточнить  домашнее  задание – “Could  you  repeat  our  homework?”

4) пожаловаться  на  ябеду, обидчика —  “ He’s  been  telling  on  me! He  is  a sneak”.

5) поинтересоватьcя  о  внеклассном  мероприятии –“When  are  we  gonna  have  the  Talent  Night”. –

т.е. начинается  реальное  общение  с  Classroom  English.

Реальное  общение  возможно при  создании  языкового  окружения, постоянного  мониторинга и  ситуации  успеха:

  • Создание языкового  окружения

Classroom  English  и  Warming  Up   создают  много  возможностей   и  ситуаций  для  реального общения. Недостаточно  самому  употреблять  фразы, надо  добиваться, чтобы  студенты адекватно  реагировали  на  них.

  • Постоянный мониторинг —

English  Police  — прием  взаимомониторига (студент  отслеживает, кто  больше  говорил  на  английском  и  русском  языке);

Competition – прием  в  режиме  соревнования;

  • Ситуация успеха – принцип  «Ты  можешь  выразить это  по-английски, даже  если  не  помнишь  лексику  и  грамматику.» — один  из  основополагающих  принципов  ситуации  успеха,  а также  слова  одобрения.

Ролевые  игры 

  • Диалогам – всегда особое  внимание  и  обязательно творческий  подход.

пример:

-Excuse  me.

-Yes.

-Can  you  tell  me  the  time?

-Certainly. It’s  4  o’clock.

-Thank  you.

-Not  at  all.

Один  и  тот  же  диалог  можно  разыграть  и  представить  по-разному. Идеи  и  роли  можно  подсказать  студентам.

Ситуация 1 – две  студентки  торопятся  в  школу, бегут, сталкиваются  друг  с  другом, произносят  диалог.

Ситуация   2 – разговор двух  деловых  людей  по телефону.

  • Активное ролевое  изучение  любой  темы  вместо  механического  зазубривания.

Тема  «Экология»

Роли:  « Я – птичка»;

« Я – Земля ,  я – в  опасности»;

« Я – цветок, не  рвите  меня»;

  • Размышления над  цитатами.

   ( Составление  ситуационных  иллюстрированных  поговорок, изменение  поговорок).

  1. Do not  trouble  trouble until  trouble  troubles

Do  not  teach  a  teacher  until  a  teacher  teaches  you.

  • Творческая работа  с  песней.

         We  wish  you  a  merry  Birthday.

  • Песенные  и   рисовальные  уроки.

Групповая  работа 

1) Организованная  парная  работа – база  для  групповой  работы.

2) Ситуации  должны  быть  интересны.

3) Четкое  задание, соответствующее  уровню  подготовки.

4) Карточки – помощники.

5) Важно  не  прерывать  студентов, исправлять только  ошибки, мешающие  общению.

6) Проводить  на  иностранном  языке.

Н-р:  Урок  развития   коммуникативных  умений  с  использованием  приема  группового  общения:

  • этап – задание – обсудить заголовок текста (в  группах  работают).   делятся  студенты на  3  группы, у  каждой  группы  своя  часть  текста. Время – 10 минут.
  • этап – по истечении  времени  каждая  группа  предоставляет  ответ, другие  группы  задают  вопросы.
  • этап – из  3-х  групп  формируются 2  и  обсуждаются  проблемы  текста. Одна  группа – «за», другая  — «против».
  • Этап — подведение  итогов, исправление   и  обсуждение  ошибок.

 

Jigsaw – технология  (пила, мозаика)

( изоб.  проф. Аронсон  в  1978г.)

На  младшей  ступени  обучения  можно  использовать  упрощенный  вариант Jigsaw,  когда  члены  группы  читают  части  одного  текста, готовятся  к  передаче  содержания  а  потом  готовят  общее  высказывание.

 

На  средней  ступени  усложняется  работа.

Студенты организуются  в  группы  по  4-6 человек  для  работы  над учебным  материалом,  который  разделен  на  блоки.

 

Н-р: тема «Путешествие» разбивается  на  подтемы  «путешествие  морем»  и  т.д.  Каждый  член  группы  получает  задание, находит  материалы  по  своей  теме.  Затем, студенты, изучающие  один  и  тот  же  вопрос , но  работающие  в  разных  группах, обмениваются  информацией.  Это  называется « встречей  экспертов».  Затем  возвращаются  в  свои  группы  и  рассказывают  все,  что  узнали.

Заключительный  этап – фронтальный  опрос  преподавателя  на  любой  вопрос  по  данной  теме.  Вопросы  могут  задавать  студенты. Плодотворно  для  студентов, т.к.  все   задействованы.

 

В  1986 году педагог  Славин  разработал  Jigsaw 2  (Пила 2).  Формируются  группы  по 4-5  человек.  Работа  над  одной  темой. Каждый  член  группы  получает  свою  подтему, изучает  ее, разрабатывает  и  становится  экспертом.  Потом   эксперты  встречаются  и  обмениваются  информацией.

Технология    Learning  Together

(CША, 1987)

Группы – 3-4 человека. Каждая  группа получает  одно  задание, потом  группы  общаются,  узнают  другие  задания  и  усваивают  весь  материал.  Урок  речевой  практики.  Вся  лексика  усваивается  на  предыдущих  уроках.

Совместная  работа  дает  хороший  стимул  для  познавательной  деятельности, для  коммуникативной  работы.  Обучение  в  сотрудничестве  способно  помочь  в  формировании  умений, подготовить  к  сложным  видам  деятельности  с  информацией – методу  проектов.

Проектная  методика

Внедрилась  в  страну  в  30-е  годы.

Школьный  проект – педагогическая  технология, которая  позволяет  эффективно  решать  задачи  личностно-ориентированного  подхода  в  обучении.  Проект  ценен  тем, что  во  время  работы  студенты самостоятельно  приобретают  знания, получают  опыт  познавательной  и  учебной  деятельности.

Если  студент  получит    исследовательские  навыки  ориентирования  в  потоке  информации, научится  анализировать  ее, обобщать, сопоставлять  факты,  делать  выводы, то  он  легче  будет  адаптироваться  к  меняющимся  условиям  жизни, правильно  выберет  профессию  и  будет  жить  творческой  жизнью.

Цели  проектной  работы:

1) показать  умения  студента  или  группы  студентов  использовать  приобретенный    исследовательский  опыт;

2) реализовать  интерес  к  предмету, приумножить  знания  о  нем;

3) продемонстрировать   уровень  обученности  ИЯ, совершенствовать  умения  участвовать в коллективных  формах  обучения;

4) подняться  на  более  высокую  ступень  образованности.

    Типы  проектов:

1) монопроект,

2) коллективный  проект,

3) устно-речевой,

4) письменный,

5) Интернет-проект.

При  работе  над  проектом  нужно  учитывать  информационный  диапазон, исследовательский, языковой  аспект.

Монопроект  может  быть  небольшим,  его  защита  может  быть  устной. Коллективный  проект  более  целесообразен  и  плодотворен.

Например:  Работа  над  проектом  «Английский  язык  в  моей  жизни», который  можно  назвать  исследовательским  проектом.

 

  1. Обсуждение:

1) Актуальность  темы (для  общественной  жизни, для  расширения  познавательной деятельности);

2) Формулировка  проблем  для  исследования:

  • Изучение английского  языка  пробудило  интерес  к  английской  литературе,
  • Возможно, моя будущая  профессия  будет  связана  с  английским  языком,
  • Изучение английского  языка  пробудило  интерес  к   истории  страны,
  • Я  хочу  показать  связь  культур  в  мире.

 

  1. Логическое выстраивание  направления  и  хода  работы, определение  сроков  выполнения,  выбор  источников  информации (в ходе работы  развивается  навык  просмотрового  чтения);
  2. Изложение средствами  ИЯ  хода  исследования  и  полученных  результатов.

 

Таким образом, необходимость  использования  компетентностного  подхода  не  вызывает  сомнений, поскольку  самым  важным  звеном  модернизации  образования  является  улучшение  результата:  студент  должен  быть  не  просто  знающим, но  и  умеющим, что  и  призван  обеспечить  компетентностный  подход.